Классификация публичных аквариумов
Аквариумы в публичных местах всегда привлекают внимание людей. Большинство предпочитает работе отдых, а аквариум переключает внимание, позволяет расслабиться. Особенно людям нравятся большие аквариумы с акулами, коралловыми рифами и другой экзотикой. Многие владельцы коммерческой недвижимости прекрасно об этом знают и используют аквариумы для удержания старых и привлечения новых клиентов. Поэтому аквариумы часто встречаются в кафе, ресторанах, отелях, офисных и торговых центрах, аэропортах и во многих других местах.

Вот несколько примеров размещения разных по размерам аквариумов:



Рис. 1. Пресноводный аквариум длиной 8,5 м (объём 4,2 куб.м)
в холле офисного здания обувной фабрики в Москве



Рис. 2. Морской аквариум объёмом 26 куб. м в лобби банка
Kreissparkasse Osterholz savings bank (Osterholz, Германия)



Рис. 3. Морской аквариум объёмом 163 куб. м в крупном
торговом центре AB Baltic Mall (Каунас, Литва)



Рис. 4. Морской аквариум «AquaDom» объёмом 900 куб. м
в лобби отеля «Radisson SAS» в Берлине.

Специально для торгово-развлекательных центров специалисты «Аква Лого инжиниринг» разработали ряд стандартных океанариумов площадью от 1200 до 3000 кв. м, визуализация одного из них представлена на рис. 5.



Рис. 5. Визуализация проекта «Океанариум-1200»


Как видно из приведённых примеров, владельцы коммерческой недвижимости используют самые разные по размерам, форме, расположению аквариумы и группы аквариумов, объединяемых в океанариумы. Океанариумы также различаются по занимаемой площади и объёму помещений, количеству, форме и объёму аквариумов. При этом главное, что интересует инвесторов – как тот или иной аквариум или группа экспозиционных аквариумов повлияет на привлечение потенциальных покупателей торгово-развлекательного центра.

Нами предложена классификация публичных аквариумов, позволяющая охарактеризовать их по разным критериям, в том числе по посещаемости.

Место размещения: лобби, холл, торговый зал, открытое помещение. Под критерий размещения аквариума в таком месте подходят все примеры от 1 до 4. Однако размеры помещений и аквариумов, которые там расположены, отличаются в десятки и сотни раз. Наблюдатели в первом примере находятся на одном уровне с аквариумом. Во втором и третьем примерах наблюдатели располагаются в два - четыре уровня. В четвёртом примере уровней наблюдения уже 8. Причём сами аквариумы такой высоты, что позволяют наблюдать за собой по горизонтали на каждом уровне. Таким образом, аквариумы можно условно обозначить, как «Лобби-1», «Лобби-2» и т.д. в соответствии с количеством уровней наблюдения и высотой аквариума. При этом не имеет значения, является ли аквариум отдельно стоящим или он встроен в стену. Потенциально возможное количество людей, одновременно рассматривающих аквариум, можно охарактеризовать только приблизительно по количеству уровней наблюдения и площади помещения.

Место размещения: полностью или частично закрытое помещение с несколькими экспозиционными аквариумами.
Под эту категорию подходит пример 5. Помещение, в котором расположены аквариумы, может быть небольшим и одноуровневым, а может быть многоуровневым и значительным по площади. Соответственно, количество и размеры аквариумов в разных помещениях могут сильно отличаться. Не в каждом помещении можно разместить аквариум, в котором наблюдатели находятся внутри, а тем более под аквариумом (в так называемом «туннеле»). Такие аквариумы сложны и дороги в изготовлении, но позволяют наблюдать за поведением рыб не со стороны, а изнутри, ощущая себя почти дайвером.

Важен также суммарный объём аквариумов, длина и площадь смотровых окон, показатель произведения площади смотровых окон к объёму всех аквариумов. Предлагается следующая классификация групп аквариумов в этой категории.

Аквагалерея - группа аквариумов с внешним расположением наблюдателей в одноуровневом помещении. Аквагалерея в зависимости от длины окон аквариумов может одновременно принять то или иное количество наблюдателей. Таким образом, аквагалереи можно сравнивать между собой по количеству аквариумов и максимально возможному количеству наблюдателей. Например, «Аквагалерея 10-35» состоит из 10 аквариумов с суммарной длиной окон наблюдения 35 метров и соответствующим количеством наблюдателей (примерно по 1 м длины на человека).

«Океанариум-1» – это аквагалерея, включающая один или несколько аквариумов с «внутренним» расположением наблюдателей. Например, «Океанариум-1 12/2-85», состоит из 12 аквариумов, два из которых с «внутренним» расположением наблюдателей, а длина окон наблюдения равна 85 метрам. Потенциально возможное количество наблюдателей одновременно – 85 человек.

«Океанариум-2» – это океанариум, расположенный в двух уровнях. Например, «Океанариум-2 52/2-195», состоит из 52 аквариумов, два из которых с «внутренним» расположением наблюдателей, а длина окон наблюдения равна 195 метрам. Потенциально возможное количество наблюдателей одновременно – 195 человек.

«Океанариум-1+», «Океанариум-2+» и т.д. – это океанариумы, включающие дополнительно дельфинарий и/или бассейн ластоногих, пингвинов и т.д. Обозначается, например как «Океанариум-2+80 52/2-195». Потенциально возможное количество наблюдателей одновременно – 275 человек. По сравнению с «Океанариумом-2 52/2-195» здесь добавлен показатель количества наблюдателей шоу дельфинов и/или других животных (+80).

Для инвестора важно не только знать, сколько человек одновременно вмещает аквагалерея или океанариум, но и понимать, сколько времени они в нём проведут. Ведь потенциальный объём продажи билетов зависит, в частности, от пропускной способности развлекательного объекта.

Проведём небольшое исследование. Допустим, что на рассматривание одного аквариума, независимо от его длины, человеку требуется 5 минут, а плотность распределения зрителей – 1 человек на 1 метр длины аквариума. В аквагалерее с общей длиной аквариумов 50 метров одновременно могут находиться 50 человек. Если аквариумов всего 10 штук длиной по 5 метров, то на осмотр всех аквариумов каждому человеку понадобится 50 минут. Пропускная способность такой аквагалереи – 60 человек в час. Если аквариумов 50 штук длиной по 1 метру, то осмотр всех займёт 250 минут. Пропускная способность – 12 человек в час. Понятно, что расчёт весьма условный, но тенденция просматривается.

Таким образом, инвестору выгоднее заказывать не аквагалерею из множества небольших аквариумов, а океанариум с крупными аквариумами.

Материал подготовлен Николаем Сафоновым для компании «Аква Лого инжиниринг»