Сколько стоят самые большие аквариумы - океанариумы
Затраты на создание объектов недвижимости принято оценивать по стоимости квадратного метра общей площади сооружения. Такой метод хорош, когда речь идёт о строительстве жилых, офисных или торговых зданий, не содержащих сложных инженерных составляющих, кроме систем вентиляции, средств пожарной безопасности, лифтов и т.д. Однако для сравнительной оценки высокотехнологичных, нестандартных сооружений типа адронного коллайдера или океанариума следует использовать другие условные единицы.

Самая затратная часть любого океанариума – это его гигантские акриловые аквариумы с подводными туннелями и сложные системы жизнеобеспечения гидробионтов, рассчитанные на определённый объём воды. Поэтому можно условно оценить удельные затраты на создание такого объекта отношением к объёму воды. Для примера рассмотрим три отличающиеся по размерам океанариума, построенные в разных странах.

Океанариум Georgia Aquarium, Атланта

США, штат Джорджия, г. Атланта, население 5,6 млн. человек. Океанариум Georgia Aquarium на момент открытия в 2005 г. позиционировался и до настоящего времени остаётся самым большим публичным аквариумом в мире с более чем 31000 куб. м морской и пресной воды и более чем сотней тысяч животных 500 различных видов.



В ноябре 2001 года Бернард Маркус (совладелец Home Depot) внёс 250 млн. $ на строительство океанариума. Дополнительно 40 млн. $ внесли крупные корпорации, в том числе Coca-Cola, Turner Broadcasting, Home Depot, UPS, AirTran Airways, AT & T, Georgia-Pacific, Time Warner, SunTrust и Southern Company. Корпоративные пожертвования позволили обойтись без заёмных средств.

Строительство на площади 81000 кв. м началось в 2002 г. Через 27 месяцев, 23 ноября 2005 Georgia Aquarium открылся с помещением для игр, двумя кухнями общественного питания, сувенирными магазинами, 4-D кинотеатром, рестораном, автостоянкой. Цена входного билета в аквариум является одной из самых высоких в стране (26 $ за взрослого, 21,50 $ для пожилых и 19,50 $ для детей). Тем не менее, миллионный посетитель аквариума пришел через девяносто восемь дней после открытия. Трёхмиллионный - 24 августа 2006 г., пятимиллионный - 23 мая 2007 г., десятимиллионный - 25 июня 2009 г.

Таким образом, за 43 месяца выручка от билетов составила около 215 млн. долл. (при средней цене билета 21,50 $). Можно предположить, что с учетом прочих платных услуг суммарная выручка развлекательного комплекса была несколько выше. Не имея данных об издержках нельзя точно оценить срок окупаемости предприятия, но если допустить, что рентабельность продаж составляет 20%, то Georgia Aquarium окупится за 17 лет.

Океанариум Ozeaneum в Штральзунде

Германия, г. Штральзунд, население 58 тыс. человек. В историческом центре города-порта на Балтийском побережье в июле 2008 г. открылся самый современный и крупный в стране океанариум – Ozeaneum, который стал частью Германского морского музея. Строительство продолжалось три года и обошлось федеральному правительству земли Мекленбург - Западная Померания и Германскому морскому музею в 60 млн. евро.



Комплекс состоит из 39 аквариумов, самый большой вмещает 2600 куб. м воды, а все вместе – 6000 куб. м. В аквариумах представлены около семи тысяч рыб, крабов и других морских обитателей ста видов из Балтийского и Северного морей, а также из Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Предполагалось, что ежегодно океанариум будут посещать свыше 550 тыс. человек. Но к концу первого года уже насчитывалось более 900 тыс. посетителей. Миллионный визит состоялся 27 июля 2009. Стоимость входного билета для взрослых 14 евро, для детей 8 евро. При средней цене билета 11 евро годовая выручка составляет 9,9 млн. евро. Если принять рентабельность продаж 20%, то океанариум будет окупаться 30 лет. А с учетом инфляции и того больше.

Океанариум «Планета Нептун» в Санкт-Петербурге

Россия, Санкт-Петербург, население 4,6 млн. человек. Океанариум «Планета Нептун». Океанариум является частью торгово-развлекательного комплекса «Планета Нептун», введен в эксплуатацию в 2006 г.



Океанариум расположен на площади почти 5000 кв. м. В 32 акриловых аквариумах общим объёмом 1500 куб. м содержится более 3600 рыб разного видового состава. По опубликованным данным строительство комплекса обошлось в 36 млн. долл. Затраты на собственно океанариум составили по разным источникам 12-16 млн. долл.

Посещаемость около 700 тыс. человек в год. Средняя цена билета – 400 руб. (13,6 долл.). Годовая выручка – около 9,5 млн. долл. При рентабельности продаж 20% окупаемость океанариума составит 6,3 – 8,4 года. Примерно на такие сроки окупаемости океанариума по опубликованным данным рассчитывает его заказчик - ЗАО «Рубин».

А теперь рассчитаем удельные затраты на создание океанариумов.

Океанариум Georgia Aquarium содержит 31000 куб. м воды, его стоимость 290 млн. долл. Удельные затраты на строительство – 9355 долл./куб. м.

Океанариум Ozeaneum содержит 6000 куб. м воды, его стоимость 60 млн. евро. Удельные затраты на строительство – 10000 евро/куб. м.

Океанариум «Нептун». Содержит 1500 куб. м воды, его стоимость 12 - 16 млн. долл. Удельные затраты на строительство – 8000 – 10667 долл. /куб. м.

Несмотря на значительные размерные отличия этих океанариумов, получены сравнимые показатели удельных затрат на их строительство, которые могут быть полезны для потенциальных инвесторов аналогичных проектов.

Учитывая потребность в относительно дешевых океанариумах, встраиваемых в торгово-развлекательные комплексы, компания «Аква Лого инжиниринг» разработала проект «Океанариум - 1200»» стоимостью около 70 млн. руб. (на начало 2010 г.) Ёмкости океанариума вмещают 385 куб. м воды. Удельные затраты на строительство «Океанариума - 1200» - 181,5 тыс. руб./куб. м или 6200 $/куб. м (по курсу на 24.04.2010). Расчётная окупаемость океанариума менее трёх лет.

Материал подготовлен компанией «Аква Лого инжиниринг» в марте 2010 г.