Как выглядит рыба-наполеон, фото в океанариуме
Если вы когда-нибудь фотографировали рыб в океанариуме, наверняка с сожалением обращали внимание на то, что на многих кадрах объекты съёмки оказывались смазанными, нерезкими. Дело в том, что в больших и глубоких аквариумах океанариума толща воды делает освещённость недостаточной для короткой выдержки, а использование фотовспышки посетителям запрещено.

Фотосъёмка в океанариуме будет успешной только с применением светосильных и желательно широкоугольных объективов, а также фотоаппаратов с малошумной и чувствительной матрицей. Чем короче фокусное расстояние объектива и больше дистанция съёмки, тем больше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), проще говоря – глубина резкости.

Например, при съёмке зеркальным фотоаппаратом Pentax K-7 (фокусное расстояние объектива f = 30 мм, диафрагма f/2) на разных дистанциях глубина резкости составит соответственно: 2 м – 21 см; 1,5 м – 12 см; 1 м – 5 см. Если использовать объектив с фокусным расстоянием 20 мм, при той же диафрагме f/2 глубина резкости окажется больше: 2 м – 47 см; 1,5 м – 26 см; 1 м – 12 см. Получается, что ловить в фокус объекты на длинной дистанции проще, так как зона резкости растягивается.





Но сравните второй снимок с первым. На нём цветопередача значительно лучше. Ведь толща воды работает как сине-зелёный фильтр, не пропускающий «тёплую» часть спектра. Вывод - снимайте крупным планом. Правда поймать в фокус подвижных рыб на близкой дистанции совсем не просто. Сначала надо изучить их поведение в большом аквариуме, определить примерные маршруты перемещений и держать аппарат наготове. Приходится долго стоять перед стеклом аквариума в ожидании появления рыбы в предполагаемой зоне резкости. Иногда рыбы появляются прямо перед фотографом. Казалось бы, это наилучший ракурс, ведь съёмка перпендикулярно стеклу аквариума обеспечивает минимум перспективных искажений. Однако прекрасный кадр может быть испорчен вашим собственным отражением от стекла, поверхность которого работает как зеркало.



Поэтому лучше снимать под некоторым углом, исключающим попадание в кадр бликов от светильников и вообще любых отражений. На третьем фото вы можете заметить справа от грудного плавника рыбы полоску отражения металлического ограждения аквариума. Выбрать ориентацию камеры надо заранее, чтобы не спасаться от бликов в момент появления рыбы. И, конечно, не надо жалеть «плёнки». Снимайте как можно чаще. В хороших камерах скорость съёмки составляет до 7-8 кадров в секунду. Достаточно нажать на кнопку спуска и хотя бы один резкий кадр из серии оправдает все ваши усилия.



Самые интересные снимки получаются при съёмке рыб крупным планом, то есть с небольшого расстояния. Но, как мы знаем, глубина резкости при этом минимальна. Поэтому для съёмки «портретов» лучше выбирать не подвижных стайных, а относительно медлительных одиночных рыб. Среди морского населения океанариума такие виды имеются. Прежде всего, это рыба-наполеон (лат. Cheilinus undulatus Rüppell, 1835) семейства губановые (Labridae). Эту рыбу называют также губан-маори за сходство окраски с татуировкой аборигенов Новой Зеландии – маори.



Сфотографированный мной в океанариуме РИО губан-маори сравнительно молодой, судя по его размерам. Ему ещё долго расти на радость посетителям. В природе эти обитатели коралловых рифов почти не имеют врагов, живут по 30 лет и достигают массы в 200 кг при длине около двух метров. Ареал распространения губана-маори весьма широкий (источник - www.aquamaps.org). Рыба-наполеон обитает на глубинах, доступных ныряльщикам, и, будучи фотогеничной, не боящейся человека, является частым объектом подводных фотосъёмок. Губан океанариума РИО сфотографирован, наверное, уже не одну тысячу раз, его фото даже выставлено на продажу на одном из зарубежных фотосайтов. Всего за 9,5 евро. Могу отдать свои полноразмерные снимки наполеона-маори почти даром - за ссылку на эту статью с адекватного ресурса. Обращайтесь!

Фото и текст Николая Сафонова
Съёмка: Pentax K-5, Sigma 20/1.8
30 сентября 2012 г.