Охлаждение воды в торговых аквариумах
«При понижении температуры воды все жизненные процессы у рыбы замедляются и она впадает в полусонное состояние, — поясняет Александр Жушев. — Аналогично рыба ведет себя при зимовке: ей не нужно питаться, она дышит очень медленно, практически не двигается и тратит очень мало энергии. В подобном состоянии рыба может существовать очень долго». Собственно, именно для этого и необходимо охлаждение воды в торговых аквариумах. «Однако наличие охлаждающей системы сразу усложняет и удорожает всю конструкцию аквариума, — говорит Андрей Кузьмин. — Если в торговых холодильных витринах используются хладоагрегаты мощностью по 600–800 Вт, то для магазинных аквариумов требуется примерно 2–3 Вт холодопроизводительности агрегата на 1 л воды. Например, для охлаждения торгового аквариума, в котором помещается тонна воды, требуется 3 кВт». Николай Сафонов добавляет: «Кроме объема аквариума важным фактором при подборе мощности холодильного агрегата является температура окружающей среды. Если речь идет о крупном магазине с хорошей системой кондиционирования, поддерживающей в торговом зале температуру воздуха +18…+20 °С, это одно. А если это небольшой магазинчик, где летом может быть до +35 °С, это совсем другое».
Так как использование мощных хладоагрегатов означает увеличение энергопотребления, да и сами агрегаты стоят определенных денег, создатели торговых аквасистем вынуждены прибегать здесь ко всяческим хитростям. Некоторые используют не специализированные компрессоры, предназначенные для аквариумов, а агрегаты, обычно применяемые в холодильных витринах. В свое время неплохо показали себя охладители из демонтированных в 1990 годах автоматов для продажи газированной воды — некоторые из таких агрегатов работают до сих пор. Иногда в составе магазинных аквасистем применяют кулеры, предназначенные для охлаждения пива. В принципе, проблему можно было бы легко решать, используя систему выносного холодоснабжения. Но и здесь есть свои нюансы. «Нам еще ни разу не удалось подключиться к системе выносного холодоснабжения, — говорит Андрей Кузьмин. — При проектировании таких систем обычно никому не приходит в голову мысль о хладоагрегате для аквариума, а потом никто не хочет отбирать мощность сразу у 4–5 витрин».
«В некоторых магазинах для охлаждения воды в аквариумы опускают пластиковые бутылки с холодной водой или лед, — отмечает Александр Жушев. — Такой вариант приемлем в случае с карпами, но содержание осетровых и форели обязательно требует наличия в составе аквасистемы собственного «холодильника». К тому же скачки температуры воды нежелательны для любой рыбы. Так что подобные схемы — из серии «скупой платит дважды».
Важным компонентом аквасистем, устанавливаемых в магазинах, также являются карантинные ванны, служащие для промывки только что привезенной рыбы. Подобные ванны широко использовались в советское время в магазинах «Океан» и прочих аналогичных предприятиях. Но затем они исчезли из отечественных магазинов на довольно продолжительное время. Сегодня ванны для промывки рыбы вновь становятся непременным атрибутом торговли живой рыбы: такие ванны установлены в магазинах сетей «Седьмой континент» «Копейка», Metro, ТК «Твой дом» и др. Необходимость использования карантинных ванн обусловлена тем фактом, что в процессе перевозки рыба испытывает стресс и выделяет много слизи (особенно это касается карповых). Если запускать такую рыбу сразу в торговый аквариум, вода в нем неизбежно становится мутной. К сожалению, наличие в магазинах ванн для промывки не всегда служит гарантией того, что ими реально пользуются. Как отмечает Николай Сафонов, случается, что в магазине или торговом центре монтируется высококачественная аквасистема, но обслуживают ее случайные люди, которые работают в данном магазине всего по 2–3 месяца и не задумываются о строгом выполнении инструкции по эксплуатации системы. В таких ситуациях надеяться на эффективную продажу рыбы не приходится.
Следует помнить, что мало приобрести торговый аквариум, затем его еще надо корректно обслуживать. «Необходимое обслуживание торговых аквариумов заключается прежде всего в осуществлении контроля за состоянием всех систем, — рассказывает Александр Жушев. — Также необходимо периодически прочищать соединительные шланги, помпы и пр. Третья составляющая — замена расходных материалов, например, активированный уголь в канистровых фильтрах желательно менять раз в месяц. И, наконец, нужна механическая чистка аквариума специальными щетками. Ее проводят раз в 1–2 недели в зависимости от плотности посадки рыбы и интенсивности торговли». Как отмечает Андрей Кузьмин, часто нештатные ситуации возникают по причине некорректного обращения с аквасистемами, проще говоря в связи с пресловутым «человеческим фактором». Хотя аквариумисты и предоставляют сотрудникам магазинов инструкции по грамотной эксплуатации оборудования, мало кто их читает.


Глеб Корнев

Другие разделы статьи:

Живая рыба в супермаркете - все не так просто, как кажется
Торговый аквариум — дело серьезное
Система очистки воды
Система аэрации
Дизайн имеет коммерческое значение
В супермаркет за живым омаром

Оригинал статьи в отябрьском (2006 г.) номере журнала «Торговое оборудование в России» (www.tovr.ru)
Статья публикуется с разрешения автора - Глеба Корнева