Система очистки воды торгового аквариума
«Обычные аквариумные и даже бассейновые фильтры не подходят для торговых аквариумов, — поясняет Андрей Кузьмин. — Самый большой аквариумный фильтр немецкой компании Eheim может обслуживать аквариум объемом 800 л. Но его возможностей недостаточно для торгового аквариума объемом даже 400 л, так как требования к фильтрам здесь совершенно иные».
Сегодня на российском рынке наиболее известны канистровые фильтры все той же фирмы Eheim — Eheim 2260 и Eheim 2250, которые могут использоваться для механической либо биологической фильтрации. Так как немецкая продукция традиционно отличается не только высоким качеством, но и большой стоимостью, в целях экономии нередко используются фильтры итальянского либо китайского производства. Их стоимость существенно ниже, нежели в случае с немецкими аналогами, но вероятность протечки и отказов здесь также более высока.
Отдельные российские компании используют при создании торговых аквасистем фильтры собственного изготовления, в частности гравийные биологические модели. «Такие фильтры начинают работать только тогда, когда содержащийся в них гравий «обрастет» достаточным количеством бактерий, — говорит Андрей Кузьмин. — На это может уходить от 3 недель до 2 месяцев, в течение которых вода в аквариуме остается довольно мутной. Однако подобные фильтры являются самыми эффективными». С другой стороны, некоторые специалисты считают использование биологических фильтров в составе торговых аквариумов излишним, так как рыба содержится в магазине в течение непродолжительного времени. «По существующим нормативам, содержать рыбу в магазине нужно при температуре воды не выше +10 °С и в течение не более 48 часов, — объясняет руководитель проекта «Мосаквариум» Николай Сафонов и тут же поправляется: «Правда, сплошь и рядом эти правила нарушаются. Причем каждый раз руководители торговых предприятий объясняют нарушения нехваткой средств». В любом случае нередко ограничиваются тем, что снабжают торговую аквасистему канистровым дехлоратором, который представляет собой емкость с песком либо с активированным углем.
Ввиду большого количества рыбы в торговых аквасистемах и, как следствие, избытка продуктов ее жизнедеятельности одних только фильтров недостаточно. В большинстве случаев аквариумы в магазинах подключаются к водопроводу и канализации, чтобы обеспечить поступление в аквасистему чистой воды. Ее расход может варьироваться в зависимости от объемов аквариума и плотности посадки рыбы. Минимальный расход составляет 1–2 л/мин., но в ряде случаев этот показатель может быть в несколько раз больше. Специалисты предостерегают от использования чересчур больших потоков воды, так как избыток содержащегося в ней хлора может оказаться губительным для рыбы.
«Система обеспечения магазинного аквариума проточной водой желательна, но не всегда обязательна, — комментирует Александр Жушев, исполнительный директор компании «Альфаро-Эколоджи». — В крупных супермаркетах такие системы присутствуют почти в обязательном порядке, а вот в небольших магазинах нередко практикуется механический слив и долив воды по необходимости. В то же время большие торговые сети здесь обычно не экономят и используют импортные автоматические системы, которые производят частичную замену воды раз в час-два без непосредственного участия человека, исходя из заложенных в программу данных. Например, такие системы применяются в магазинах сети «Копейка».
Под вопросом остается обоснованность использования системы обеззараживания магазинных аквариумов с помощью ультрафиолетового облучения. Андрей Кузьмин отмечает, что для нормальной работы подобной системы нужна довольно большая мощность УФ-лампы, а «когда на полутонный аквариум ставится 20 Вт лампочка, это скорее проформа для отвода глаз». Николай Сафонов вовсе полагает, что ультрафиолетовые системы дезинфекции в супермаркете не нужны. Рыба поступает в магазин здоровой (по крайней мере, так должно быть), а если в воду и попадает инфекция, то рыба просто не успеет заболеть, так как находится в торговой аквасистеме недолго.

Глеб Корнев

Другие разделы статьи:

Живая рыба в супермаркете - все не так просто, как кажется
Торговый аквариум — дело серьезное
Система аэрации
Охлаждение воды
Дизайн имеет коммерческое значение
В супермаркет за живым омаром

Оригинал статьи в отябрьском (2006 г.) номере журнала «Торговое оборудование в России» (www.tovr.ru)
Статья публикуется с разрешения автора - Глеба Корнева