«Аквариум как средство познания мира»

Как и зачем познавать мир через аквариум?

В ноябре 2014 года в Москве прошла 10-я Международная научно-практическая конференция «Аквариум как средство познания мира». В крупнейшем некоммерческом форуме профессионалов и любителей аквариумистики приняли участие 138 делегатов из различных регионов России, Беларуси, Казахстана и Таджикистана – от Калининграда до Владивостока и от Сыктывкара до Душанбе. Юбилей мероприятия международного уровня всегда привлекает к нему повышенное внимание. Как возникла идея аквариумной конференции, кто её осуществлял, зачем и кому нужна конференция? На эти и другие вопросы отвечает один из отцов-создателей конференции – генеральный директор АЛ инжиниринг Алексей Леонидович Казакевич (фото 1).

Николай Сафонов: Алексей Леонидович, когда и у кого родилась идея проведения первой аквариумной конференции «Проблемы морской аквариумистики в СНГ» и почему впоследствии название изменилось?

А.К.: Начиная с 2002 года компания Аква Лого проводила различные учебные семинары на темы аквариумистики. Со временем мы поняли, что глубина и направленность этих семинаров зависит от аудитории. Мы работали с тремя видами аудиторий. Это коммерческие фирмы, которые занимались продвижением товаров, это любители, которые хотели бы чему-то научиться, и это профессионалы, которые искали возможности обмена опытом. Мы поняли, что для продавцов надо делать коммерческие семинары с демонстрацией оборудования, для начинающих и любителей надо делать учебные курсы, а для профессионалов, желающих обменяться опытом, нужно делать какой-то другой формат. И хотелось такой формат организовать, потому что был очевиден дефицит возможности общения довольно узкого круга людей, разбросанного по всей стране. Так и родилась идея собрать аквариумную конференцию.

Самый большой дефицит информации связан как раз с морской аквариумистикой. 2002 год - это только начало развития любительской морской аквариумистики, ещё мало оборудования, в нём мало кто разбирается. Непонятно как выбирать, как научаться и научать, непонятно, как увеличивать «пирог», который «делят» между собой компании, продающие это оборудование. Непонятно как увеличивать количество людей, знающих морскую аквариумистику. Поэтому первую конференцию мы назвали именно «Проблемы морской аквариумистики в СНГ». И предполагали, что мы работаем не только на Россию, но и на всё русскоязычное пространство, поэтому с самого начала конференция стала международной.



Фото 2. С 2005 года конференция называется «Аквариум, как средство познания мира»

Впоследствии тема морской аквариумистики перестала доминировать. Уже со второй конференции наши участники стали рассказывать и докладывать и про аквариумистику пресноводную и про аквакультуру. Поэтому мы решили, что название «Аквариум, как средство познания мира», наилучшим образом отражает возможности аквариумистики на стыке между наукой, коммерцией и хобби.

Н.С.: Кто был организатором первой конференции?

А.К.: Первую конференцию организовали мы с Андреем Телегиным, Владимиром Святловским, (Аква Лого) Виталием Алексюком (Оптовая компания), Элей Станкевич (Аквариумный салон). Название «Аквариум, как средство познания мира» придумал, кажется, я. Вообще говоря, это те люди, которые участвовали в создании учебного центра Аква Лого. Проводили семинары в рамках проекта «Аквариумистика без границ» (2002-2004 гг.), вывозили за город партнёров в Москве, Петербурге. Это был формат для партнёров, это были коммерческие семинары для партнёров. И сейчас менеджеры Оптовой компании практикуют такие семинары, выезжают в разные города и проводят учебные семинары с дилерами.



Фото 3. На переднем плане Эльвира Станкевич и Виталий Алексюк

Кроме организации образовательной площадки для общения, важной коммерческой целью было ознакомление западных партнёров с российским рынком. В тот период производители старались активно развивать дистрибуцию, продвигать бренды в России, рассказывать об их продукции. Мы давали им такую возможность, заодно показывая масштабы интереса и квалификацию российских хоббистов. Конференция помогла расширить рынок. Она была нужна ещё для продвижения новых товаров, которые сами себя не продавали. Без подсказок, демонстраций было непонятно, как ими пользоваться. На первых конференциях западные бренды представляли первые лица компаний, которые охотно приезжали, так как интересовались нашим рынком и открывали его для себя с нашей помощью.



Фото 4. Владимир Святловский

Н.С.: Конференция изначально позиционировалась и успешно реализовалась, как международная. Какие зарубежные форумы аквариумистов стали примером для подражания? Отличается ли наша конференция от других целями и задачами?

А.К.: Наша конференция не имеет аналогов за рубежом в плане такого глубокого схождения в одном формате интересов любительской, профессиональной и коммерческой аудиторий, частоты проведения. Кроме, может быть, конференции Aquality, о которой на нашей последней конференции увлекательно рассказывал Андрей Опполитов. На конференции Aquality специалисты государственных аквариумов и зоопарков США и Канады обсуждают вопросы, связанные с поддержанием качества и очистки воды в зоопарках и публичных аквариумах. Обмениваются результатами разработки, проектирования, монтажа и эксплуатации систем жизнеобеспечения. Знакомят дилеров и профессионалов рынка с какими-то новинками. Вот, пожалуй, единственный зарубежный аналог. Но они за 10 лет встретились всего два раза. Обычно на западе много конференций Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (EAZA). У коммерсантов есть Global Pets Forum, но они абсолютно маркетологические.



Фото 5. Панорама зала одной из конференций

Профессионалы-аквариумисты за рубежом и в России очень неохотно открывают свои секреты и наработки, делятся технологиями. Со времён Птичьего рынка – если человек научился разводить какую-то рыбу, он бережёт свою монополию. Наша же задача не продажа какой-то определённой рыбы, технологии, а увеличение количества аквариумистов. Мы считаем, что только за счёт многообразия возможных предложений, за счёт повышения культуры знания людей, которые с этим рынком соприкасаются, мы можем увеличить количество энтузиастов, которые этим увлечены. У нас было много дискуссий внутри Аква Лого по поводу того, насколько нам, условно говоря, выгодно делать это мероприятие открытым. Так как мы не только свои позиции усиливаем, как организаторов, но и конкурентов, которые приходят и много чего узнают от нас. Изначально я и Андрей Телегин (фото 6*) отстаивали позицию, что главная наша задача – это чтобы рынок стал больше.

Вся научная деятельность по аквариумистике в России сосредоточена в зоопарках. И на каждом учебном мероприятии, которые мы начинали, было значительное количество представителей зоопарков. Они распределены по всей стране и зачастую в своём городе им не с кем адекватно посоветоваться, им не хватает знаний, но они очень к ним тянутся. И при этом, будучи научными работниками, несут эти знания в массы.

В лице зоопарковской общественности, ЕАРАЗЫ, мы нашли союзников по конференции, она многим зоопарковцам оказалась ближе, чем коммерсантам. Зоопарки привыкли обмениваться знаниями, умеют пользоваться материалами чужих докладов и презентаций для своего обучения. И годы спустя специалисты зоопарков благодарят за знания, полученные на конференциях, в учебных программах. Этим участие в конференции ЕАРАЗА и полезно.

Н.С.: Конференция ориентирована в основном на профессионалов и продвинутых любителей в области аквариумистики. Но в России вероятно несколько сотен тысяч семей имеют аквариум. И наверняка многим из них было бы интересно и полезно знать, о чём на своём форуме говорят специалисты. Почему бы учебному центру Аква Лого совместно с ЕАРАЗА не создать в интернете специальный ресурс для популяризации увлечения аквариумом с одной стороны и обмена опытом профи – с другой?

А.К.: Что касается общения и обмена опытом профи на интернет-форумах, как правило, их интересы не очень пересекаются с интересами любителей. Форум для профессионалов в области аквариумистики может быть и хорошая идея, но пока что существуют только аквариумные форумы для любителей в этой области.

Н.С.: По итогам прошедших конференций опубликовано шесть сборников докладов участников. Почему не все девять и когда планируется публикация материалов юбилейной конференции?

А.К.: Мы издаем сборники совместно с Московским зоопарком. Попасть в сборник могут тезисы любого из докладов, но по факту публикуются только те, авторы которых предоставили нам развернутый текст, а не только power-point презентации. Обычно сборники объединяют доклады двух конференций.



Фото 7. Сборники докладов конференции на столе регистрации участников

Н.С.: В ноябре 2014 г. успешно прошла юбилейная 10-я конференция «Аквариум как средство познания мира» и некоторые её участники в 2004 году ещё были детьми. Вероятно, как специалисты они сформировались во многом под влиянием старших коллег, организаторов прошедших конференций. Как на Ваш взгляд изменился уровень аквариумистики за 10 лет, и какие перспективы нас ожидают?

А.К.: Мы переживаем те же самые тренды, что и весь мир по аквариумистике, но с некоторой задержкой. За 10 лет произошло следующее. Во-первых, отгремело мощное увлечение морской аквариумистикой, в том числе порождённой большим количеством гаджетов, связанных с этим увлечением. Привлёкшее большое количество технократов, увлекающихся испытанием различных технических новинок. Это никуда не делось, но вышло на плато, прекратился рост такой категории людей. Тем не менее, морская аквариумистика стала гораздо более распространённой, чем 10 лет назад.

Во-вторых, появились классные решения в малых формах. В морской и пресноводной аквариумистике развилось направление «нано». К «нано» противоречивое отношение среди коммерсантов, потому что конечно количество рыбок, декораций и оборудования, которые можно продать для нано аквариума, гораздо меньше, чем для аквариума обычного объёма. Но я считаю, что нано аквариумистика очень позитивное направление, потому что оно резко облегчает вхождение новичка в большую аквариумистику. Нано аквариум вместе с рыбками можно просто принести, поставить на стол, объяснить, как ухаживать – и человек становится аквариумистом. Психологическая цена вхождения в хобби стала гораздо ниже. Мода последних 10 лет - нано аквариумы, особенно морские, сформировалась под влиянием информации, впервые прозвучавшей на нашей конференции в середине двухтысячных годов.

Впервые на конференции в массы внедрена идея акваскейпов. Массовое движение акваскейперов, дискуссии о композиции в аквариуме и так далее, всё это начиналось на наших конференциях в 2005-2006 гг.

На конференции впервые прозвучала и тема лечения рыб. Если раньше всё ограничивались советами о том, как предохранить рыб от заболеваний, то с помощью известного ихтиопатолога Олега Николаевича Юнчиса мы развернули дискуссию именно о лечении. Надо понимать, чем рыба болеет, рыбу надо смотреть и искать, чем лечить.



Фото 8*. Олег Николаевич Юнчис (в центре) в кулуарах юбилейной конференции

Что ещё мы первые сделали? Я считаю, что конференция спасла клубное движение в России. Ежегодно публикуются какие-то доклады о форумах, о клубах по интересам, клубах дискусов, клубах икромечущих карпозубых, форум aqa.ru, форум aquaria.ru, «живая вода». Все подпитывались друг от друга информацией и в том числе за счёт этого могли доносить информацию о себе до новых членов.

Еще нам удалось вызвать на широкую сцену такое закрытое сообщество, как террариумисты. Вот этим мы занимаемся, и у нас каждый год есть террариумные доклады, есть рассказы о своих коллекциях. Это очень важно, потому что террариумное сообщество, террариумный «пирог» совсем маленький, а нам очень бы хотелось его «подрастить».

Н.С.: Когда и где пройдёт следующая конференция? Ваши пожелания её участникам и всем любителям аквариума.

А.К.: Конференция будет проходить обязательно раз в полтора – два года. Следующая предположительно пройдёт весной 2016 г. в Санкт-Петербурге и будет посвящена десятилетию Санкт-Петербургского океанариума. Очень отрадным фактом было то, что в 2011 году к проведению аквариумных конференций присоединился Санкт-Петербургский океанариум. Организованная ими конференция была невероятно представительной по количеству киперов – людей, которые ухаживают за животными в публичных аквариумах.

Участникам конференции и всем любителям аквариума я желаю смотреть на мир открытыми глазами и видеть красоту того, чем мы все занимаемся. Как эти молодые люди на фото 9.



Фото 9. Молодёжь релаксирует в галерее растительных аквариумов Ботанического сада МГУ.

Н.С.: Алексей Леонидович, спасибо за развёрнутые ответы!

Примечание: фото 6 и 8, отмеченные звёздочкой*, сделаны Владом Элбакяном. За что ему большое спасибо.

Интервью записал Николай Сафонов, январь 2015 г.